Расширить границы сезонности

Главная » Публикации

16 ноября 2011 | 20:04

Расширить границы сезонностиВ этом году здравницы, пансионаты и базы отдыха Азово-Черноморского побережья были готовы к сезону уже в мае. Из года в год курорты Краснодарского края посещают миллионы отдыхающих. «Потому что здесь каждый из гостей находит отдых сообразно своему достатку и вкусу», — убежден руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя.


Чем сегодня обусловлена востребованность курортов нашего региона?

— Прежде всего, это результат перестройки их деятельности, которая планомерно ведется в течение последних лет. У руководства края есть четкое понимание, что курорты — бюджето-образующая отрасль, их надо развивать, повышать конкурентоспособность, качество услуг.

В свое время губернатор Александр Ткачев поставил задачу, чтобы каждый отдыхающий стал по-настоящему желанным гостем. Чтобы, однажды побывав на Кубани, он захотел приехать еще и еще раз. Надо сказать, что турбизнесу при активной поддержке региональной и местной властей удалось существенно продвинуться в этом направлении. Доказательством, например, служит тот факт, что 90% путевок в детские оздоровительные учреждения Анапы было выкуплено еще в мае этого года.

Тем не менее, по оценкам экспертов, отечественная туриндустрия вышла из кризиса с гигантскими диспропорциями: в прошлом году число отдыхающих внутри страны выросло на 1%, тогда как турпоток за границу увеличился на 38%. Чем объяснить это?

— Давайте начнем с цифр. Они не совсем верны. По данным Росстата, общее число россиян, выезжавших в прошлом году за рубеж, выросло на 15%, из них 32% — по турпутевкам. В абсолютных цифрах эта величина сопоставима с масштабами внутреннего туризма или, по крайней мере, незначительно превышает его показатели. Тот факт, что люди стали больше путешествовать, стремятся расширить свое представление о мире, говорит о росте их благосостояния и уровня запросов. Другое дело, что индустрия внутреннего туризма пока не готова в полной мере удовлетворить их.

К тому же купальный сезон на азово-черноморском побережье короче, чем в странах Средиземноморья или Тихоокеанского региона, а 90% путешественников предпочитают пляжный туризм. Летом наши курорты переполнены, тогда как в холодное время года полупусты.

Но самая острая проблема — высокие цены на авиа- и железнодорожные билеты. О том, что тарифы на перевозки неоправданно завышены и препятствуют доступности отдыха, говорилось еще на январской выставке-семинаре в Сочи. Туроператоры приводили такие факты, например, турпакет на отдых, куда входят авиаперелет и проживание, из Москвы в Анталию стоит дешевле, чем из Москвы в Сочи, хотя Сочи вдвое ближе. В Новосибирске местные авиакомпании вообще отказывались заключать договоры на перевозку туристов чартерными рейсами на курорты юга России. Комментарии, как говорится, излишни.

Удалось ли найти решение, достичь компромисса?

— Лишь частично. Например, авиакомпания «Кубань» не повышала тарифы с октября 2010 года, и повышать, пока не планирует.

Но к решению проблемы надо подходить кардинально, а она упирается в налоги. Сегодня ситуация складывается следующим образом: если авиаперевозчик фрахтует самолет и поднимает чартер на Египет, то он не платит НДС. Если такой же чартер он отправляет из Анапы, Геленджика в Омск, Якутск или Красноярск, то ему приходится нести расходы по полной программе. Понятно, что происходит со стоимостью билетов. Получается, что цены на перевозки внутри страны заставляют наших граждан делать выбор в пользу выездного туризма. Но это же ненормально!

Администрация края неоднократно обращалась в Правительство РФ со своими предложениями. Сейчас к работе подключилось Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Со своей стороны, наш департамент привлек туроператоров к разработке нового продукта эконом-класса: автобусных маршрутов на курорты азово-черноморского побережья из городов Центральной России.

Доля российских курортов в мировой индустрии туризма невелика — всего 1,5%. На южных направлениях основными конкурентами Кубани являются Турция и Египет. В чем мы проигрываем им и есть ли возможность в обозримой перспективе предложить отечественным туристам равноценный продукт?

— Конкурентным преимуществом наших курортов является бальнеологическая составляющая. Только весьма и весьма обеспеченные люди могут позволить себе поправлять здоровье за границей. По европейским меркам, лечение в санаториях и пансионатах Кубани фантастически дешево, а качество, по признанию самих европейцев, не уступает зарубежным аналогам, в ряде случаев даже превосходит их. Кстати, многие здравницы Краснодарского края не раз были удостоены престижных международных наград.

Несмотря на это, иностранцы вряд ли приедут к нам. Лечение-лечением, но человеку важна среда обитания, а тут пока особо нечем похвастать. Номерной фонд большинства здравниц, построенных еще в советские времена, по уровню комфорта не дотягивает до евростандартов, а для проведения реконструкции учреждениям не хватает средств. Некоторые заложили строительство новых корпусов, но кризис притормозил дело.

А что касается наших соотечественников, то, как выяснилось, они недостаточно осведомлены, какие бальнеологические услуги поставляют на рынок курорты Кубани. В этой связи мы активизировали работу с регионами. Еще перед началом сезона департамент провел серию информационных туров для врачей, туроператоров и представителей СМИ. Параллельно в Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках была задействована наружная реклама оздоровительных туров «7 дней в копилку здоровья», а также новогодних туров на курорты Краснодарского края. Основной посыл — приглашение приезжать на курорты круглый год. Тем более что лечиться все-таки предпочтительнее и прохладное время года. Нет соблазна, махнув рукой на рекомендации врачей, плюхнуться в море сразу после минеральной или грязевой ванны…

Но люди все равно будут стремиться отдохнуть на побережье именно летом.

— Это естественно. Одними призывами не обойтись. Нужны инструменты, стимулы. Сегодня перед нами стоит задача перераспределить курортные нагрузки, расширить границы сезонности. Надо признать, что и для зарубежных курортов, если они расположены не в тропиках, сезонность является проблемой. Но там менеджмент более изобретателен в привлечении клиентов. В Египте и Турции большинство отелей располагают бассейнами с морской водой. У нас такие отели легко пересчитать по пальцам. Наши средства размещения, которых с каждым годом становится все больше, рассчитаны преимущественно на экономный сегмент отдыхающих, предлагая им, по сути, лишь добротную крышу над головой.

Словом, для того, чтобы вернуть взыскательного туриста на отечественные курорты, а сами курорты глубже и мигрировать в мировую индустрию туризма, надо строить больше отелей класса 4—5 звезд, создавать современную инфраструктуру, готовить высококвалифицированный персонал.

Насколько курорты Кубани привлекательны для инвесторов?

— Наш главный инвестор — турист. Потому что именно он приносит деньги, которые привлекают бизнес, готовый в расчете на последующую окупаемость крупно вложиться в развитие курорта. Как показывает мировая практика, в среднем отдыхающий дополнительно тратит на курорте сумму, равную примерно половине стоимости путевки.

Проведение Зимней Олимпиады в Сочи многократно повысило интерес бизнеса к нашим курортам. Заявочная книга «Сочи- 2014», например, гарантирует строительство в черте города 57 тыс. гостиничных номеров, способных принять 100 тыс. человек. Более того, в пределах 50 км от двух центров Олимпийских игр по линии побережья до поселка Лазаревского будут расположены еще около 138 тыс. номеров.

На гостиничный рынок Сочи планируют выйти два крупнейших оператора: Kempinski, который заявил о строительстве в городе сразу трех отелей, и Hermitage Hospitalyty, собирающийся реконструировать часть существующего гостиничного фонда. Кроме того, о своей заинтересованности заявили некоторые австрийские и китайские компании. Если все заявленные проекты будут реализованы, то обеспеченность туристов средствами размещения высокого класса вплотную приблизится к уровню Барселоны, которая является одним из лидеров на гостиничном рынке Европы.

Впрочем, дело не исчерпывается этим. Можно построить великолепные пятизвездочные отели, но, если не будет хороших дорог, автомобильных развязок, стабильного электро- и водоснабжения, если гости не смогут быстро добраться из аэропорта до своего номера в гостинице, все усилия пойдут насмарку. Подготовка к Олимпиаде дает мощный импульс строительству коммерческой недвижимости, спортивных и развлекательных сооружений, созданию транспортной инфраструктуры по всему черноморскому побережью.

В последнее время растет популярность так называемых концептуальных туров, когда человек отправляется не «куда-то в…», а «для чего-то…». Но такие путешествия, как правило, штучный продукт. Как согласуется массовый туризм с эксклюзивом?

— Одно другому не противоречит. Ведь отдых в Сочи, Анапе, Ейске, Геленджике не исключает возможности заняться парусным спортом, серфингом, подводным плаванием, подняться в горы. В том-то и прелесть нашего края, что в непосредственной близости от мест массового отдыха находятся нетронутые уголки природы. Конечно, для пеших походов, охоты или рыбалки лучше выбирать Мостовский, Отрадненский, Северский, Абинский, Апшеронский районы. Разумеется, новичку непросто самостоятельно добраться туда. Тут на помощь ему могут прийти агентства, которые специализируются на индивидуальном внутреннем туризме. По заказу клиента они разрабатывают концепт, выбирают маршрут, обеспечивают безопасность, страховку. Правда, наиболее продвинутые путешественники предпочитают пакетные туры «два в одном»: пять-семь дней у моря, столько же — в лесу, горах, в плавнях или на реке.

Особая роль принадлежит курортно-познавательным турам. Несколько лет назад на Таманском полуострове был создан самый крупный на юге России этнографический комплекс «Атамань», который воспроизводит казачий быт, ремесла, обряды и кухню первых переселенцев из Запорожской Сечи. У отдыхающих посещение «Атамани» пользуется неизменным успехом. Здесь они погружаются в прошлое Кубани, впитывают дух ее самобытности.


В начале ↑ «Оглавление»
Позади ← «Перспективные инвестиционные проекты Краснодарского края»
Впереди → «Почему Чёрное море?»

Реклама