Набирая высоту

Главная » Публикации

08 мая 2011 | 11:58

Набирая высотуСочинская выставка «Курорты и туризм-2011» стала живой площадкой для обсуждения проблем и перспектив туристской отрасли. Представители органов власти и крупные туроператоры собрались за круглым столом, чтобы подвести итоги ушедшего сезона и обсудить перспективы года нынешнего.


Слабая подача

В ходе обсуждений многие участники признали, что сфера туризма в России вышла из кризиса с наименьшими потерями. По предварительным итогам прошлого года, свыше 32 млн. россиян выбрали отдых именно в нашей стране. Правда, количество внутренних туристов возросло всего на 1%, а вот турпоток на заграничные курорты вырос на 38% по сравнению с 2009 годом. Таким образом, около пяти миллионов наших соотечественников оставили свои деньги в отелях, ресторанах, на экскурсионных объектах и горнолыжных курортах иностранных государств. «Сегодня легче заработать на выездном туризме, — констатирует вице-президент Российского союза туроператоров Юрий Барзыкин. — Здесь солидные объемы продаж и турпотоки, растущие при мощной поддержке администраций зарубежных стран. Их рекламные бюджеты в десятки раз больше, чем у нас. И если даже заграница в чем-то и уступает местным курортам, иностранные коллеги могут представить недостатки в выгодном свете».

Между тем, мировые эксперты сходятся во мнении, что Россия обладает огромным потенциалом для развития туризма. Статистика Всемирного экономического форума (WEF) 2009 года определила нашей стране лидирующее пятое место по наличию «природных туристских ресурсов мирового значения». Российский культурный потенциал также признан мировым сообществом уникальным и вывел нашу страну в первую десятку (9 место). Вместе с тем, по такому показателю, как конкурентоспособность туристического сектора, Россия пока лишь на 59 месте. «Мы можем предлагать уникальные программы, не уступающие израильским, испанским или, например, греческим, — считает Барзыкин. — Но упаковать и представить их потребителю так, чтобы он захотел их купить, — это проблема отечественного рынка. Нет конкретных продуктов, которые операторы доносили бы до потребителя с минимальными затратами».

Опыт выигрывает?

Генеральный директор ГК «Союзкурорт» Юрий Отришко убежден, что развитию внутреннего туризма препятствует отсутствие четкой системы управления. По мнению специалиста, необходимо создание министерства либо общественного объединения, которое будет заниматься вопросами санаторно-курортной деятельности в нашей стране. Такого, например, как Совет по курортам, существовавший в СССР. Он занимался развитием, снабжением, сбытом, а также лоббированием политики санаторно-курортной деятельности на уровне государства. Юрий Отришко предлагает не «бросать камни» в прошлое, а осмыслить и взять на вооружение накопленный опыт наших предшественников. Например, использовать советские методики оздоровления граждан. «Если сегодня наши предприятия не в состоянии платить работникам вредных отраслей достойную зарплату, позволяющую регулярно ездить на курорт, то давайте создадим и запустим государственные программы реабилитационно-восстановительного лечения», — призывает господин Отришко. — Тогда и здоровье наших соотечественников поправим, и санатории поддержим«.

Проигрышная позиция

В ходе круглых столов много говорилось и о проблемах организации внутренних туров. Неоправданно высокие цены на авиа- и ж/д перевозки не позволяют российскому турпродукту быть доступным для покупателей. «Я был очень удивлен, когда услышал в аэропорту Сыктывкара объявление о посадке на рейс Сыктывкар-Шарм-эль-Шейх, — рассказывает генеральный директор ГК „Союзкурорт“ Юрий Отришко. — При этом новосибирские авиаперевозчики наотрез отказались возобновить рейсы в Сочи, которых не было в столице Сибири уже пять лет! Получается, мы сами отдаем своих туристов за границу». Господин Отришко подчеркнул, что отечественный турбизнес — это самая настоящая война между туроператорами, средствами размещения и, в конце концов, между странами за потребителя и его деньги. «И наша заинтересованность в развитии должна складываться, в том числе, из того, чтобы собрать за круглым столом переговоров всех: представителей власти, участников рынка, а также монополистов-перевозчиков».

Помеха сверху

Эксперты признают, что формула успешного развития отечественного продукта известна давно. Крайне важна готовность государства и бизнес-игроков поддерживать интерес к отечественному турпродукту, а также способность увидеть и выделить конкурентные преимущества каждой курортной территории. Например, Азовское побережье может привлечь демократичными ценами, Анапа — возможностью организовать детский отдых, а Геленджик — соотношением цены и качества для среднего класса. Кроме того, современному тур-бизнесу необходимо научиться гибко подстраиваться под современную конъюнктуру рынка. Если международные туроператоры сегодня активно используют 30-40% дисконт (например, на перелеты в далекую Доминикану), то почему бы не снизить цены на наши услуги, особенно в период межсезонья. Но в этом направлении основной удар должно взять на себя государство, потому как турфирмы, чья рентабельность, по мнению Юрия Барзыкина, не превышает 7%, не в состоянии серьезно вкладываться в продвижение российского продукта. И здесь нашим властям, как показывает опыт, похвастаться особенно нечем. Поданным WEF, Россия занимает 127 место из 133 по показателю «приоритет сектора туризма для государства». «Поэтому всем нам не грех поучиться у зарубежных коллег», — резюмирует лидер Союза туроператоров.

Точка роста

Правда, отечественный курортный рынок все же наращивает потенциал. «За последние десять лет произошла масштабная реконструкция российского номерного фонда. При этом мы сохранили наше главное богатство — санаторно-курортный комплекс с его уникальными программами лечения», — комментирует Юрий Отришко. В качестве положительного примера развития отдельно взятой территории, специалист привел город-курорт Геленджик. «Грамотно выстроенная стратегия развития и хорошая инфраструктура в сочетании с высоким качеством услуг вывели Геленджик на первые позиции отраслевых рейтингов. Этот положительный пример уже берут на вооружение другие курорты страны». Господин Отришко предложил тиражировать подобные точки роста, возобновив старый добрый обмен опытом между специалистами туриндустрии.

Руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя тоже поддерживает курс на консолидацию усилий и на собственном примере демонстрирует примеры успешного совместного продвижения курортов края. В частности, успешным оказался декабрьский инфотур для представителей федеральных СМИ «Курорты Краснодарского края», организованный департаментом совместно с черноморскими и предгорными муниципальными образованиями. Кроме того, Евгений Куделя отмечает важность грамотной имиджевой рекламы. Правда, по мнению руководителя департамента, ее нужно создавать только совместно с крупными туроператорами.

В целом, январская встреча в Сочи подтвердила живой интерес со стороны всех участников к продвижению отечественного турпродукта. Несмотря на то, что, по прогнозам экспертов, сезон-2011 обещает быть сложным, российский туризм медленно, но верно набирает свою заслуженную высоту.


В начале ↑ «Оглавление»
Позади ← «Адыгея — страна возможностей»
Впереди → «Что остается после Олимпиад»

Реклама