Белорусские потребители стали чаще обращаться за защитой своих прав

Главная » Публикации

10 ноября 2010 | 12:28

Белорусские потребители стали чаще обращаться за защитой своих прав Возросло количество обращений граждан на недоброкачественные товары и услуги, об этом на пресс-конференции сообщила Ольга Кравцова, заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Беларуси.


По ее словам, за 2010 год только аппаратом министерства было рассмотрено 117 обращений, что на 10% больше прошлогоднего показателя. В целом по стране за 2009 год было рассмотрено 9 тысяч обращений, составлено 280 протоколов и 745 предписаний:

— К сожалению, количество обращений граждан растет, но мы надеемся, что это связано с тем, что потребители становятся более образованным, — сообщила Ольга Кравцова и рассказала о результатах социального опроса, проводившегося в прошлом году: — У нас, например, качеством обуви недовольны 56% опрошенных, швейных и трикотажных изделий — 31%, телефонных аппаратов — 30%, медицинских услуг — 40%, ЖКХ — 38%, транспортных услуг — 20%.

В то же время, по данным Белорусского общества защиты прав потребителей, около 60% от всех обращений потребителей в это общество приходится на качество услуг: начиная от туристических и заканчивая услугами ЖКХ. Всего же в Белорусское общество защиты прав потребителей за 2009 год обратились 20 тысяч граждан, из которых 5660 — жители Минска.

Журналисты поинтересовались у Ольги Кравцовой, насколько Минторг считает эффективной систему обращения граждан, которая было принята более 2 лет назад и в соответствии с которой сначала нужно обращаться в местный орган, а только потом, если проблема не решена, в высший:

— Мы сначала советуем обращаться непосредственно к продавцу, а только потом жаловаться в госорганы. Действительно, сначала потребитель должен обратиться в местный орган, затем в облисполком, а только потом уже в Минторг. Я считаю, что эта система эффективна, так как теперь, если гражданин не нашел правды и пошел в вышестоящую инстанцию, то последняя должна не только разобраться по существу обращения, но и дать оценку действиям нижестоящей инстанции. И это является стимулирующим моментом, так как чиновники в райисполкомах знают, что уровень ответственности у них выше и что существует контроль и за результатами их работы.

А вот Анна Суша, председатель Белорусского общества защиты потребителей, отметила, что еще не все покупатели научились правильно приобретать товары и услуги:

— Цели нашей организации теперь гораздо шире — когда мы только создавались, то ставили целью защиту конкретного потребителя. Сегодня защитить каждого конкретного потребителя невозможно — его нужно воспитать, научить, чтобы он сам был ответственным за свой выбор, — сказала Анна Суша. — Не все потребители научились приобретать товары и услуги. Часто это спонтанные покупки, люди не требуют у продавца документов, подтверждающих покупку, не проверяют работоспособность товара и не требуют документ об оплате, когда покупают что-то через интернет-магазин, не сохраняют на бумажном носителе сведения об интернет-магазине и так далее.

Кстати, что касается деятельности интернет-магазинов, то, как сказала Ольга Кравцова, в текущем квартале Минторг запланировал проверить интернет-магазины: во-первых, все ли магазины зарегистрировались в торговом реестре, и, во-вторых, соответствует ли их деятельность законодательству о защите прав потребителей. Например, расположены ли на сайтах все необходимые реквизиты, присутствует ли полная информация о товаре и так далее.

Рассказала Ольга Кравцова и о белорусских товарах:

— Если 5 лет назад было много обращений по поводу сложных технических отечественных товаров, то сегодня такого нет. А те проблемы, которые возникают, решаются с отечественными производителями быстрее.

Но Ольга Борисовна при этом убеждена, что из-за административных методов продвижения белорусских товаров у отечественных предприятий не исчезает стимул дальше повышать качество:

— На сегодня, если реально посмотреть на вещи, никакой административный ресурс не поможет потребителю купить отечественные товары, если он не хочет и товар не нравится. Сегодня наши производители, несмотря на поддержку государства, все равно чувствуют конкуренцию и работают над качеством. Другое дело, что у нас огромное производство и сделать модернизацию, приобрести новые технологии — очень затратно. Наши производители все понимают, но все упирается в экономику и им требуется определенное время.


В начале ↑ «Оглавление»
Позади ← «Твёрдая позиция»
Впереди → «Быть умным — здорово, выглядеть умным — тоже неплохо»

Реклама